Четырехполосная акустическая система Quarta

Основная идея, которая легла в основу Quarta- создать авторскую акустику с достойным Hi-End звуком т.е. с минимальными искажениями как минимум в средне-высокочастотном диапазоне из доступных на рынке компонентов. Также хотелось поэкспериментировать с точечными излучателями и компоновкой D'apolitto дабы получить широкую диаграмму направленности.

Мой опыт показал, что достойную акустику можно построить только на хороших динамиках. Идея купить произвольный набор динамиков со схожей чувствительностью и сопротивлением, свести их в ровную АЧХ с помощью фильтров, изначально обречена на провал. Динамики все разные и к сожалению, в большинстве своем не звучат. Чаще всего справедливо правило: чем дороже динамик, тем лучше. Но бывают и исключения. Я оцениваю динамики, как субъективно (на слух), так и объективно, измеряя восроизводимые ими искажения. Всем самодельщикам я бы посоветовал прежде чем строить собственную аккустику, обзавестись парой промышленных, действительно хорошо звучащих экземпляров в ценовом диапазоне не менее $8000. Во-первых у вас будет ориентир при настройке собственных конструкций, во-вторых вы сможете изучить готовую реализацию и попытаться понять, благодаря чему она хорошо звучит. Так же очень важна тонкая настройка АЧХ. При этом следует учитывать, что не все частоты мы слышим одинаково и прямая ровная АЧХ не годится. Правильная характеристка должна соотносится с особеннстями восприятия различных частот человеческим ухом. Детали настройки частотной характеристики акустических систем хорошо описаны Александром Клячиным. В своих экспериментах я пришел примерно к тем же выводам. Отдельно хотелось бы сказать о проектировании фильтров. На мой слух, второй порядок фильтров делает звук абсолютно безжизненным. Не знаю как это объяснить, но звук становится "сухой", "механический". Так что использование фильтров первого порядка в топовых зарубежных моделях это не дань моде, а обоснованная необходимость. Итак по-порядку:

1. Выбор твитера. Как показали исследования дешевые твитеры не годятся совсем. В корзину полетели SEAS H1189-06, Morel CAT 308, Wavecor TW030WA05-01. Дальше выбрасывать деньги на ветер надоело и решено было использовать проверенный вариант - ScanSpeak D3004/660000. Отличный твитер и подходит для Hi-End акустики, что подтверждается большим количеством отзывов в интернете. От себя могу добавить, что он очень схож с Dynaudio D260 по уровню искажений, а звук D260 мне очень нравится. Ниже график сравнения суммы 2 и 3 гармоник и отделно 3-ей грармоники D3004/660000 и D260. На оси Y искажения в %. Цифры конечно не абсолютные, поскольку измерения я произведнны на расстоянии 25 см. Тем не менее для сравнительного анализа вполне подходит. Очень близкие показатели, как видно у каждой головки есть свои плюсы и минусы (относительно друг-друга) и в целом D3004/660000 достойный вариант.

2. Среднечастотник. Когда я первый раз увидел АЧХ ScanSpeak D7608/920010, я был приятно удивлен тем, что у этого динамика нет характерных выбросов на 4-7кГц. Это очень редко встречается и это то, что отличает СЧ головки Dynaudio от других. У Dynaudio очень гладкая АЧХ без резких выбросов. Например, вот АЧХ ScanSpeak 12MU/8731T00. Здесь хорошо просматриваются пики в районе 4-7кГц, определенно в этой области уровень искажений будет повышенный, дополнительно придется бороться с увеличением отдачи с помощью фильтра.

А вот графики АЧХ D7608/920010 и Dynaudio 15w38, здесь мы видим плавный спад в области ВЧ, без каких-либо резонансов.

А вот по уровню искажений D7608/920010 превосходит Dynaudio 15w38. Таким образом, динамик очень достойный, несмотря на то, что он не относится к серии "иллюминаторов" и класс его несколько ниже.

Но есть и один большой недостаток, ниже 500Гц D7608/920010 имеет драматический рост искажений и использовать его так низко нельзя. Я не понимаю как некоторые умельцы умудряются делать на нем трехполосные системы. Единственный вариант, вуфер должен воспроизводить до 1000Гц, не ниже. Было решено добавить 4 полосу, дабы расширить СЧ диапазон до 400Гц и не искать "поющий" вуфер.

3. Мидбас. Выбор был долгим. Обеспечить полосу 400-800Гц с помощью фильтра первого порядка, нетривиальная задача. По настоящему зазвучал только Dynaudio 17W75. Это стало возможно благодаря отсутствию резонансов 4-7кГц и малым искажениям ниже 1000Гц. Ниже график искажений Dynaudio 17W75.

4. Бас подбирался по объему и частоте резонанса. Головка Visaton W200 имеет низкую частоту резонанса Fs=30Гц , что обеспечивает акустике достойный басовый регистр.

5. Корпус изготовляется из березовой фанеры 21мм разделен на 3 секции, усилен ребрами жесткости.

Отделка натуральным шпоном в данном случае ореха. Наполнитель для гашения стоячих волн - минвата.

6. Фильтр. Здесь исключительно первый порядок. Проверено лично, второй и выше делают звук акустики безжизненным. В фильтре твитера применен фазовый корректор, для идеальной стыковки со среднечастотным звеном.

В "сухом остатке" получилось следующее: динамические головки используются в диапазонах, где уровень нелинейных искажений не превышает 0,7% (там где их уровень минимален) И это я считаю основным достоинством. Звук получился натуральный, мягкий и неокрашенный. Так же результат превзошел ожидания по звуковой картине, она трехмерная с четкой локализацией источников. Тут "сыграли" "точечные" источники звука, компоновка динамиков D'appolito и весьма широкой диаграмме направленности в обоих плоскостях.

Яндекс.Метрика